Благородный муж
У Конфуция понятие благородного мужа имеет два смысла: принадлежность к аристократическому сословию и человеческое совершенство. Принадлежность к аристократическому сословию не гарантирует человеческого совершенства, ибо оно достигается в процессе упорной духовной работы. В то же время на человеческое совершенство могут претендовать не только привилегированные индивиды. «В деле воспитания, — говорил Конфуций, — нельзя делать различий между людьми» . Однако человеческое совершенство, которое в принципе, с точки зрения природных потенций, открыто всем людям, является конкретной обязанностью определенных сословий.
Конфуций неоднократно повторяет, что «широта души — это образ действий гуманности, а последовательность и постепенность — это ее искусство». Из контекста видно, что понятие «широта души» является атрибутом элитности и присуще лишь исключительным людям. Антропологическая же исключительность является следствием развития духовных сил человеческой натуры и практически никак не зависит от социально-политического фактора.
Элитологические традиции продолжали и последователи Конфуция. Так, в одной из своих книг даосский мыслитель Ле Юйкоу писал буквально следующее: «Тот, кто странствует во внешнем, ищет совершенства в вещах. Тот, кто заглянул в себя, находит удовлетворение в себе самом. Найти удовлетворение в себе самом — вот высшее в странствиях. А искать совершенства в вещах — нечто второстепенное». Ле-цзы фактически выразил идею психологического анализа избранности, а не довольствования констатацией одного лишь внешнего фактора. Именно внутренний мир человека является свидетельством качества самой его жизни. Духовные и все сопутствующие им психические моменты в большей степени свидетельствуют о человеке, нежели его социальный статус или материальное положение. Последнее Ле-цзы фактически вообще никак не рассматривает, поскольку считает «второстепенным».