Английский психолог
Сверх-Я Яна Уилсона. Английский психолог Ян Уилсон в своей книге «Сверх-Я — тот неизвестный, который живет во мне», приводит многочисленные примеры из жизни великих людей, которые утверждали, что во время творчества «их пером» движет какая-та «темная сила». Так, например, Теккерей в своих «Записках обо всем» замечал: «Меня поражали некоторые замечания кое-каких из моих персонажей. Казалось, какая-то темная сила движет моим пером. Персонаж действует или говорит, а я задаю себе вопрос: «Как, черт возьми, ему пришли в голову такие мысли?» По утверждению Чарльза Диккенса, когда он садился писать книгу, какая-то «благотворная сила» раскрывала ему ее всю целиком. Роберт Льюис Стивенсон шутил лишь наполовину, когда приписывал свой талант рассказчика своим «феям», которые «выполняют за меня добрую половину работы, когда я погружаюсь в глубокий сон».
Для Я. Уилсона очевидно, что большая часть литературного творчества приходится на периоды, когда ум находится в состоянии, далеком от сознательного. Он задает вопрос, вправе ли мы думать, что сила, скрытая в нас и остающаяся вне контроля нашего сознания, может обладать такой творческой способностью? С другой стороны, представляется, что в нас хранится полная «запись» всего опыта, накопленного в течение нашей жизни. Примеры, которые демонстрируют удивительное воспроизведение мельчайших деталей из исторических романов, зарегистрированных мозгом десятилетия тому назад, дают основание предполагать, что где-то далеко, в подсознании, куда не проникает наше Я, хранится значительно больше воспоминаний, чем мы себе представляем. Где-то у нас в глубине скрывается некий артист-кукловод, гений, наподобие того, который вызывает удивительные явления, переживаемые нами во сне, — наши сновидения. Всякий, кто изучал сновидения, приходит в восторг от того, с какой легкостью и оригинальностью удивительный режиссер внутри нас может иногда предложить ответы на проблемы, которые ускользали от нас во время сознательных размышлений.