Элитарность в мире животных
Элитарность в мире животных. Иерархические системы существуют не только в мире людей. Мы их обнаруживаем и в мире животных и растений, а также и в неживой материи. Это дает нам повод утверждать, что сущность самого бытия подчиняется какому-то единому закону иерархии, который имеет всеобщий характер, несмотря на все многообразие форм своего физического и духовного проявления.
У многих стадных животных роль высшего иерарха занимает вожак — более сильный зверь, который доказывает свое право быть лидером путем унижения и подавления «воли» остальных членов его группы. Аутсайдеры демонстрируют свою покорность вожаку «позой унижения», чаще всего имитирующей готовность к вступлению в половой акт на правах пассивного партнера.
Для биологического уровня элитарного характерно то, что сама элитарность часто основана на враждебных биологических программах, реализуемых отдельными особями и конкретным сообществом животных. Смыслом существования многих животных является либо перемещение по иерархической лестнице верх, либо сохранение своего положения в общественной иерархии, а следовательно, — и сохранение имеющихся привилегий и благ.
Описанные биологические характеристики встречаются и в мире людей. Особенно близка к этим данным была первобытная «элита силы», ближе всего стоявшая в эволюционном плане к миру животных.
Современная элитология и биологический элитаризм. Классик советской, а затем и современной российской элитологии Геннадий Константинович Ашин в своей книге «Основы элитологии» касаясь данного вопроса, указывает на то, что с самого начала XX в. распространенным способом обоснования элитаризма являлись ссылки на законы биологии. В 30- 40-е годы XX в. биологический подход был скомпрометирован теоретиками фашизма и к середине века утратил свою былую популярность. Однако в конце столетия «биологический элитаризм» в несколько модифицированном виде стремится обрести «второе дыхание».