Философские учения
Философские учения П в. были ориентированы прежде всего на изучение отношений между Богом и человеком, проблемах Провидения и вмешательства сверхъестественных факторов в жизнь людей. В народе возникла тяга к сверхъестественному: мистике, пророчествам и т. п. Забываются старые, идеологически обветшалые религии. Массы потянулись к новым религиозным источникам. Понятие «провидение» становится стержневым элементом мысли П-П1 вв. Именно поэтому Ориген делает акцент на тех аспектах христианства, которые имели отношение к этой проблеме и которые, собственно говоря, являлись основополагающими в христианстве. Именно в эти годы закладываются основы святоотеческого учения о духовном воззрении человека. Апофатизм как переход за пределы всего, что связано с неизбежным концом всего тварного, вписан в саму парадоксальность христианского Богооткровения.
Элитарная педагогика и гносеология Оригена. Следует напомнить, что сам дидаскал долгое время преподавал в Александрии в училище для оглашаемых. Когда к нему стали приходить толпы ищущих наставления, «он увидел, что его не хватит на углубленные занятия по изучению Священного Писания и на оглашение приходящих. Поэтому он разделил всю эту толпу, выбрал из своих учеников… человека… очень разумного и не чуждого философии… ему он поручил начальное отделение, а себе оставил слушателей более совершенных». Не в этом ли кроется подлинная причина выделения Ориге — ном различных категорий познающих Слово Божие? «В пользу такого предположения говорит его мнение, что он не выступает как сторонник элитарного подхода, но, напротив, выступает за преодоление невежества обучающихся». Высшая ступень познания, по Ори — гену, представляет собой подвижничество.
Одновременно Ориген затрагивает проблему так называемой тайной традиции, что уже обозначено выше постановкой вопроса о более глубоком понимании тайны веры. Это учение, восходящее к Филону Александрийскому, различавшему два типа учеников — тех, которые, обучаясь и преуспевая в учении, достигают совершенства и более избранную категорию людей, которые, удалившись от поучений, стали одаренными учениками Бога или, говоря в более категоричной форме: «дается как явное изложение для многих, так и как прикровенное для немногих, которые изучают пути души, а не формы тел». Из христианских исследователей эту тему первым разрабатывает Климент Александрийский, для которого тайное знание носит, скорее, мистический характер, чем рациональный; его целью является в большей степени моральное и духовное состояние всей души, воли и ума, чем простое предвосхищение существования разумом.