Массовая душа
Массовый человек. В статье «Массовая душа и массовый человек» К. Г. Юнг раскрывает сущность массового человека и считает его продуктом исторического развития. В психологическом аспекте подавления бессознательных проявлений как раз и привели к возникновению массовой души, а следствием стала межиндивидная изоляция.
К примеру, век Просвещения делал философский упор на индивидуализме и равенстве между людьми. Но породил обратное движение к коллективному человеку, так как многие индивиды до сих пор не желают обретать свободу, лишаясь защищенности со стороны общества. В период социализма боги как бы исчезли из сознания массового индивида и появились «-измы», заменители связи с бессознательным. «…они приводят к идентификации индивидуального сознания с коллективным сознанием, находящим свое воплощение в — изме «избранных людей»; это в свою очередь, усиливает групповую идентификацию силами коллективного бессознательного. Подобна амальгама «безошибочно порождает массовую душу с ее непреодолимой устремленностью к катастрофе». Научный «рационализм» способствовал омассовлению сознания путем приведения индивида к абстрактной статической единице, т. е. вместо личности появляется винтик в едином механизме государства. И наконец, индустриальная революция привела к четкому разграничению сознания и бессознательного, сформировала массового человека, который оказывается социально изолированным от других людей, отделенным от своего бессознательного и инстинктов и «в силу этого подверженным массовым психическим эпидемиям, наиболее характерным и ядовитым проявлением которых служат массовые политические движения». Длинная психологическая дистанция между отдельными индивидами может привести к отчаянию, депрессиям, а впоследствии и к неврозу. Поэтому изоляция и психологическое отчуждение — один из первых этапов омассовления, который впоследствии может стать объединяющим началом разъединенных индивидуумов в политические движения, которые бы давали выход бессознательным их проявлениям.