Внешний человек
Внешний человек состоит из организма и психики. «Телом» внутреннего человека является сознание, а «душой» — воля. Внутренний человек сводится к триаде «тело — сознание — воля». Психика является таковой только относительно организма. Воля и сознание появляются при переходе на другой уровень, где «организма» и «психики» уже нет. Только на уровне внутреннего человека можно зафиксировать события «сознаниевые» и «волевые», т. е. духовные относительно внешнего человека: «Ибо, когда во внешних членах прекратится внешний мятеж и попечение о внешнем, тогда ум от внешних попечений и парения возвращается к исследованию внутренних душевных мыслей».
Экзистенциальное отношение между внешним и внутренним человеком откроется по типу «явное — тайное»: «И как душа внутри тела сокрыта от зрения и от общения со всеми людьми, так и истинно смиренномудрый человек по своему отлучению от всех и по лишению во всем, не только не желает быть видимым и знаемым людьми, но и даже такова его воля, — если можно, от самого себя погрузиться внутрь себя, войти в безмолвие и вселиться в нем, всецело оставив все свои прежние мысли и чувствования, сделаться чем-то, как бы несуществующим в твари, не пришедшим еще в бытие, вовсе незнаемым даже самой душе своей». Компонентами внутреннего человека, по Исааку Сирину, являются сознание и воля, которые есть духовный уровень по отношению к внешнему человеку. Таким образом, троечастность «тело — Душа — Дух» имеет место при двуприрод — ности человека.