10adfb99c78548c3
Интересные записи

Личная энергия

Личная энергияОднако роль «предпринимателей» не сводится им к чисто личной энергии и напору: помимо определенной институциональной структуры предполагается еще традиция предпринимательства, хозяйственный настрой и соответствующие ему мотивации. Именно с судьбой предпринимательства Й. А. Шумпетер в значительной мере связывает неизбежный, по его мнению, закат капитализма и переход к социализму. В обществе неизбежно вызревает и, в конце концов, происходит раскол между носителями психологии типа «предпринимателей» и типа «интеллектуалов». Распространению идеологии «интеллектуалов» способствует свобода печати и либеральные завоевания демократического общества.

В целом Й. А. Шумпетер развивает «социологию интеллектуалов», которая получила потом распространение и переосмысление в различных теоретических направленях второй половины XX в.. В первую очередь это касается теории демократического элитизма, которая исходит из предложенного Й. А. Шумпетером понимания демократии как конкуренции между потенциальными руководителями за доверие своих избирателей.

В одной из первых фундаментальных работ «Идеология и утопия» он интересуется проблемой «подъема определенных элит». «В противоположности: порыв великого вождя, элиты, с одной стороны, слепые массы — с другой, — проявляется идеология интеллектуалов, призванная служить не столько агитации вовне, сколько внутренней легитимизации». Мангейм считает, что «идеология легитимизации» приводит к тому, что различные типы элит начинают считать себя выразителями различных социальных явлений. «Из этого различия в самолегитимизации можно сделать вывод, — пишет далее К. Манхейм, — что группы, оперирующие противопоставлением вождь — масса, являются поднимающимися элитами, которые в социальном отношении еще парят свободно и еще не нашли своего места в социальной структуре. Их интерес направлен в первую очередь на то, чтобы… заменить стоящие в данный момент у власти элиты другими элитами. Не случайно одни рассматривают историю как круговорот элит, а другие — как изменение исторической и социальной структуры».

Похожие записи

  • 27.04.2015 Зарождение элиты Таким образом, «теория общественного договора» есть, по существу, теория о зарождении элиты, третье, после Платона и христианской идеи спасения, звено элитологической доктрины […]
  • 08.12.2016 Социальные аспекты развития В своей теории Э. Эриксон концентрирует внимание в основном на социальных аспектах развития. По его мнению, связи человека с окружением, обусловливающие его социальное развитие, […]
  • 17.04.2015 Трактовка философии Несколько позже Гегель, критически пересматривая философию И. Канта, даст еще более содержательное определение философии: «Философия есть мышление о мышлении и высший способ постижения […]
Популярное

Copyright © 2018. All Rights Reserved.

6e12a44fce3caabb