10adfb99c78548c3
Интересные записи

Святой Антоний

Святой АнтонийСвятой Антоний происходил из весьма состоятельной семьи. Раздав свое состояние, он удалился от людей. Пищею его стал один хлеб с солью, питьем — вода, и ел он один раз в день при закате солнца. Спал он тоже очень мало и только на голой земле. Антоний не мылся. Он столярничал и молился. Житие Преподобного отмечает, что «чтение Священного Писания он выслушивал с таким глубоким вниманием, что не забывал из читаемого решительно ничего и при строгом соблюдении всех заповедей Господних память стала заменять ему самые священные книги». Стремясь к совершенному уединению, он в возрасте 21 года уходит в дальнее место пустыни, на восточный берег Нила, где и поселяется вначале в пустой гробнице, а затем в развалинах старой крепости. Проведя в общей сложности около 85 лет в пустыне, Антоний Великий стал фактически основоположником отшельнического, скитского иночества, впервые создав «Устав» монашеской жизни.

Поэтому большое место в протоэлитологии Антония Великого занимает его психологическое учение об аскетике. Им утверждается, что «плотская жизнь» есть смерть для души и лишь «труд, терпение, бедность с благодарением и умерщвлением тела есть жизнь души и путь к вечному утешению». Антоний утверждает тезис о том, что все смертное подчиняется бессмертному и служит ему . «По телу человек смертен, а по уму и слову — бессмертен» . Тело изначально обладает несовершенством, и лишь душа, погруженная в темные приделы своего тела, имеет потенциал совершенства. Посему надобно не жалеть, а обуздывать тело, как врага и противоборца души; ибо множество яств и сласти возбуждают злые страсти в людях, воздержанное же чрево усмиряет страсти и спасает душу» . Если органом зрения тела являются глаза, то органом зрения души — ум. Так же как лишенное очей тело не может видеть землю и солнце, так же «душа, не имеющая благого ума и доброй жизни, слепа — не видит и не славит Бога» . «Неведение Бога — от нечувствия и безумия души; от сего неведения рождается зло; от боговедения же прибывает людям добро и спасение души» .

Согласно его антропологической версии, «Бог, сотворил человека самовластным, как независимый и благий, доставил ему возможность, если захочет, угождать Богу. Угодно же Богу то, чтоб в человеке не было зла». Если «люди хвалят хорошие дела и добродетели святой и боголюбивой души, а дела срамные и злые осуждают», то тем самым они выполняют замысел Божий по поводу их спасения . В связи с этим Антоний Великий выделяет два типа людей: 1) человек плотский и 2) человек духовный.

Первый тип человечества подчинил свою бессмертную душу своему тленному телу. Такая душа безрассудна, слова ее пустопорожни, а действия суетны и наполнены тщетного пустого самомнения, не приносящие никакой пользы . Плотский человек не видит Бога. Его безрассудная душа становится рабой его тела. Такой грехолюбивый человек любит многостяжание и не радеет о правде. Он, как гнилое древо, «негож ни на какое дело» . Величайшей болезнью души называет Антоний отсутствие возможности видеть Бога . Такая душа пребывает во лжи и делает ложной всю жизнь человека. «Настоящий человек» тот, кто понял свою душу, кто умом созерцает Бога.

Похожие записи

  • 24.04.2015 Конфликт идеологических пристрастий Конфликт идеологических пристрастий в подростковом возрасте способствует мировоззренческому выбору, определению взгляда на мир. Кто-то может видеть в идеологии, пишет Э. Эриксон, […]
  • 01.07.2016 Общие замечания Общие замечания. Важнейшим разделом современной элитоло - гии должен быть признан раздел, занимающийся изучением элитности как проявлением нашего индивидуального или общественного […]
  • 02.08.2016 Божественная слава Адам, пока держался заповеди, был другом Божиим, ибо в нем пребывало Слово и имел он в себе Святого Духа . Ум Адама пребывал в чистоте и мог поэтому созерцать Бога. Он полностью мог […]
Популярное

Copyright © 2018. All Rights Reserved.

6e12a44fce3caabb