Совершенство первого человека
Путь восстановления в себе совершенства первого человека начинается с утверждения в нашем сознании твердой решимости последовать Господу — он идет через трудничество в подвигах само — принуждения и самопротивления, к ощущению действия божественной благодати, которая открывается в сердце человека благодаря действию Святого Духа. Именно мера проявления божественной благодати показывает нам границы возможного проявления человеческого совершенства. Св. Макарий утверждает, что «нет иной такой близости и взаимности, какая есть у души с Богом и у Бога с душой». Поэтому антропологическое совершенство определяется по мере приближения человека к Богу. Бог сотворил душу и тело человека для того, чтобы жить самому в нем . Поэтому достоинство человека необычайно высоко. Господь благоволил упокоиться именно в человеке, предпочтя его земле, солнцу и луне. «Поэтому человек драгоценнее всех тварий, даже, осмелюсь сказать, не только видимых, но и не видимых, т. е. служебных духов» . Поэтому душа может найти успокоение только в Боге. Человек изначально был приспособлен к столь высокой ответственности. Душа самого первого человека была самым совершенным творением на земле. В ее естественном состоянии не было места для порока, а пребывали лишь одни законы добродетели, рассудительности, ведения, благоразумия, веры, любви, т. е. все то, что составляет образ Духа Святого. «Он вложил в нее разумное, волю, владычественный ум, воцарил в ней и иную великую утонченность, создал ее удобо — движною, легкокрылою, неутомимою, даровал ей приходить и уходить в одно мгновение и мыслию служить Ему, когда хочет Дух».