Утверждение святого отца
По утверждению святого отца, кто в покаянии обратился к Господу, тому, по принятии таинства, уже присуща благодать. Но она не во всех одинаково обнаруживается. Иных она тотчас осеняет, а других подвергает долгим испытаниям, — и тогда уже являет свою действенность . Всякому, кто решился на эту работу, на первых порах предстоит трудничество — состояние, когда он только силою разумной воли своей понуждает себя на всякое доброе дело и сдерживает себя от всего неодобряемого совестью . Нудить себя на добро есть одна сторона трудничества. Другая — противиться себе в худом. Это последняя есть брань духовная. В этом труде человеку помогают пост, бдение, уединение, физический труд, послушание, терпение и взаимопомощь. Всеми этими добродетелями хороводит молитва, которая есть преемница наития Святого Духа .
Кто добросовестно ведет труды подвижничества, у того открывается сила и действие благодати, которая обнаруживается в особой духовной теплоте в сердце, умирении помыслов, умалении цены всему, что считается на земле ценным. Это и есть семя собственно духовной жизни, начало одуховления души, очищение ее от страстей . Очень много св. Макарий говорит о высшей степени христианского совершенства. Согласно его версии, «души праведных соделы — ваются светом небесным, …чтобы через них просвещался мир» . Будучи еще во плоти, такие люди уже могут испытать блаженство и сладость близости с Богом. Именно анализ этого духовного совершенства и составляет главный предмет мистических элитологических рассуждений св. Макария.