Современная элитология
Общие выводы. Современной элитологии еще предстоит определить границы своего научного поиска и поставить пограничные столбы между гуманитарными и социальными направлениями своих исследований. Именно этим в первую очередь и объясняется размытость некоторых ее тем, далеко выходящих в области других научных дисциплин. Перед элитологией сегодня стоят, прежде всего, методологические трудности, которые она решает ускоренными темпами. И нам весьма отрадно, что именно Россия в самом конце XX столетия превращается в тот центр элитологических исследований, который уже задает тон всему этому направлению в иных странах.
Современная научная мысль проделала огромный исторический путь от первых философско-религиозных учений о душе и духе до вполне самостоятельных психологических теорий, анализирующих природу духовной элитности. Сегодня мы уже можем с уверенностью сказать, что психологические теории элит представляют собой тот самый перекресток, где встречаются два важнейших раздела общей элитологии — политический и антропологический.
Но не только для элитологии мы обнаруживаем в психологических теориях избранности новый стимулятор ее теоретических интересов. В этой теме находят свое пересечение и активно начинают взаимодействовать друг с другом такие науки, как философия и культурология, политология и социология, психология и история, а также педагогика, антропология, персоналогия, религиоведение, конфликтология и многие другие социально-гуманитарные науки, когда они выходят на проблему элитности. Каждая из этих наук находит в теме «элитности» нечто свое — педагогика занимается проблемой одаренности и элитного образования, политология изучает природу политических элит и лидерства, социология — проблему стратификации общества, религиоведение — проблему святости и т. д., и т. п. Во всех этих случаях мы имеем дело с одним и тем же явлением, которое оказывается столь многоликим в силу глубины и сложности своей природы.