Социальные лагери
К. Манхейм достаточно скрупулезно исследует природу мышления «класса» интеллектуалов, для качественной характеристики которого он часто использует термин «свободное парение». Классовая принадлежность интеллектуала определяется его духовной средой. «Свободно парящая интеллигенция», с одной стороны, руководствуется свободным выбором, с другой — предпринимает попытку понять собственную природу, определить собственную миссию, состоящую в том, чтобы выражать духовные интересы целого. Этот свободно парящий слой обнаруживается практически во всех социальных лагерях. «Эта способность интеллектуалов присоединяться к чуждым им по своему классовому составу группам проистекала из того, что они могли вчувствоваться в любую позицию и что для них, и только для них, существовала возможность выбора, тогда как непосредственно связанные с определенным классом индивиды лишь в исключительных случаях выходили в своих действиях за рамки своих классовых воззрений. Принятое в результате свободного выбора решение связывало интеллектуалов с избранным им классом в политической борьбе, однако оно не освобождало их от постоянного недоверия со стороны исконных представителей данного класса».
Косвенно К. Манхейм ратует за профессионализацию передачи политического знания. Есть истины, пишет он, доступные лишь определенному складу ума, определенному типу сообщества или определенной направленности волевых импульсов. Государство обязано заниматься подготовкой будущих поколений активных политических деятелей. Традиционно политическое знание и умение передавалось в форме случайной информации. Современность выдвигает потребность в систематическом политическом обучении, разумно сочетающем теорию с практикой.