Воздействие обстоятельств
Государь, по мнению Н. Макиавелли, должен творить добро и допускать его, когда этого требуют обстоятельства. Следовательно, добро под воздействием обстоятельств может состоять в том, чтобы лгать, а не говорить правду; нарушать договоры, а не соблюдать их; страшно карать, а не наказывать, проявлять милосердие и сострадание: «Жестокость применена хорошо в тех случаях — если позволительно дурное называть хорошим, — когда ее проявляют сразу и по соображениям безопасности». Ссылаясь на примеры величайших мужей, Н. Макиавелли полагал, что мудрому правителю лучше рассчитывать на то, что зависит от него, а не от кого-то другого.
Свою деятельность он должен строить, исходя из общечеловеческой испорченности: «О людях в целом можно сказать, что они неблагодарны и непостоянны, склонны к лицемерию и обману, что их отпугивает опасность и влечет нажива: пока ты делаешь им добро, они твои всей душой… но когда у тебя явится в них нужда, они тотчас от тебя отвернутся. И худо придется тому государю, который, доверяясь их посулам, не примет никаких мер на случай опасности».
На первое место Т. Гоббс ставил общую склонность всего человеческого рода к вечному и беспрестанному желанию все большей и большей власти, желанию, прекращающемуся лишь со смертью. Сама же власть определялась им как право владения. Из этого тезиса Т. Гоббс выводит свою теорию «общественного договора», объясняющую само происхождение государства. Рождение Левиафана есть, прежде всего, появление в обществе элиты, т. е. избранных, кому эта власть обществом и передается. Левиафан, таким образом, есть символ сознания элиты. Библейское чудовище Может с полным основанием стать эмблемой элитарного политического сознания, его сакраментальной сутью. «Государство, — утверждает Т. Гоббс, — есть единое лицо, ответственным за действия которого сделало себя путем взаимного договора между собой огромное множество людей, с тем, чтобы это лицо могло использовать силу и средство всех их так, как сочтет необходимым для их мира и общей защиты».