Интересные записи

Воздействие обстоятельств

Воздействие обстоятельствГосударь, по мнению Н. Макиавелли, должен творить добро и допускать его, когда этого требуют обстоятельства. Следовательно, добро под воздействием обстоятельств может состоять в том, чтобы лгать, а не говорить правду; нарушать договоры, а не соблюдать их; страшно карать, а не наказывать, проявлять милосердие и сострадание: «Жестокость применена хорошо в тех случаях — если позволительно дурное называть хорошим, — когда ее проявляют сразу и по соображениям безопасности». Ссылаясь на примеры величайших мужей, Н. Макиавелли полагал, что мудрому правителю лучше рассчитывать на то, что зависит от него, а не от кого-то другого.

Свою деятельность он должен строить, исходя из общечеловеческой испорченности: «О людях в целом можно сказать, что они неблагодарны и непостоянны, склонны к лицемерию и обману, что их отпугивает опасность и влечет нажива: пока ты делаешь им добро, они твои всей душой… но когда у тебя явится в них нужда, они тотчас от тебя отвернутся. И худо придется тому государю, который, доверяясь их посулам, не примет никаких мер на случай опасности».

На первое место Т. Гоббс ставил общую склонность всего человеческого рода к вечному и беспрестанному желанию все большей и большей власти, желанию, прекращающемуся лишь со смертью. Сама же власть определялась им как право владения. Из этого тезиса Т. Гоббс выводит свою теорию «общественного договора», объясняющую само происхождение государства. Рождение Левиафана есть, прежде всего, появление в обществе элиты, т. е. избранных, кому эта власть обществом и передается. Левиафан, таким образом, есть символ сознания элиты. Библейское чудовище Может с полным основанием стать эмблемой элитарного политического сознания, его сакраментальной сутью. «Государство, — утверждает Т. Гоббс, — есть единое лицо, ответственным за действия которого сделало себя путем взаимного договора между собой огромное множество людей, с тем, чтобы это лицо могло использовать силу и средство всех их так, как сочтет необходимым для их мира и общей защиты».

Похожие записи

  • 02.04.2015 Классики элитологической мысли Еще классики элитологической мысли XX в. неоднократно обращали свое внимание на тот факт, что развитие теории элит должно идти от анализа антропологического фактора и в первую очередь […]
  • 03.09.2016 Волшебная палочка Разница между человеком разумным и неразумным состоит в том, что неразумный человек постоянно волнуется и желает, что от него не зависит. Разумный человек, напротив, беспокоится только о […]
  • 12.04.2015 Проникнутая любовь По мнению Г. Тарда, нужно различать два вида толпы: толпу «проникнутую любовью» , и толпу, «проникнутую ненавистью»; он также выделяет пассивные толпы и активные. Г. Тард утверждал, что […]
Популярное

Copyright © 2018. All Rights Reserved.

6e12a44fce3caabb