Преступление и наказание
Немаловажное значение для процесса элитизации личности имеют и выбранные индивидом в качестве опоры примеры жизни выдающихся людей. В «Преступлении и наказании» у Р. Раскольникова в качестве такого примера выступает Наполеон, который одновременно служит герою и моральным оправданием и волевым импульсом к свершению «героического». Простой человек для такой «сильной личности» всего лишь бесполезная, зловредная и гадкая «вошь». Главная проблема Р. Раскольникова в том, что он слишком много думал о собственной исключительности и совершенно не предпринимал никаких действий по реальной элитизации своей личности. В итоге фильтры элитизации духа оказались у него забитыми его эгоизмом, манией величия, которую в конечном счете развила его вновь пробудившаяся совесть.
Р. Раскольников сам отвечает на свой же вопрос — «тварь» и права не имею. Нет никакого основания для того, чтобы иметь право. Наполеон, когда посылал тысячи и тысячи на смерть, право такое имел. Такие, как Раскольников, сами ничего не сделали для того, чтобы такое право заполучить. Согласно исходному замыслу Ф. М. Достоевского, Раскольников сознает и судит мир и человека — в этом величие и обаяние его личности.
Не все достигают зрелости «сильной личности». Большинство срывается в пропасть не в силах вынести груза ответственности и всевозрастающих требований. Стадии «сильной личности» достигают единицы. Но даже и формирующуюся сильную личность отличает всевозрастающая идейность. «Это человек идеи, — писал Ф. М. Достоевский о своих героях раскольниковского типа, — носитель идеи. Идея обхватывает его и владеет им, но имея то свойство, что владычествуют в нем не столько в голове его, сколько воплощаясь в него, переходя в натуру, всегда с страданием и беспокойством, и, уже раз поселившись в натуре, требуя и немедленного приложения к делу».