Американский теоретик
Одним из выдающихся эго-психологов XX в. является влиятельный американский теоретик неофрейдизма, создатель психоисторической методологии социального познания Эрик Гамбургер Эриксон . Вначале он получил известность как художник и учитель в Европе. В 20-е годы учился у Анны Фрейд в Венском институте психоанализа. С 1933 г. жил и работал в США. Является автором таких книг, как: «Детство и Общество», «Молодой Человек Лютер», «Проникновение и Ответственность», «Личность: Юность и Кризис», «Правда Ганди» и др. Эриксон раздвинул границы психоанализа, связав его с новейшими данными антропологии и социологии, включив в него социальный анализ.
Социально-политическая психоэлитология. Основным трудом Эрика Эриксона является книга «Детство и общество» , в которой он рассматривает проблему Идентичности, ставшую определяющей во всей его теории. Автор этой книги отмечал, что если индивид не принимается обществом или отдельной личностью, то это может помешать ему в утверждении собственного Я и станет источником появления кризиса идентичности. Уделяя большое внимание проблемам детства и становления личности, Э. Эриксон отмечает, что процесс перехода детей во взрослый мир должен быть отлажен в обществе с целью передачи культурных традиций, а также заботиться об остатках инфантильности у взрослых. Обеспечение данного процесса является трудным делом, особенно в тех условиях, когда обществу требуются лидеры, аутсайдеры и часть тех, кто способен в зависимости от ситуации либо быть ведомым, либо вести за собой. «Каждый взрослый, будь он лидером или ведомым, представителем масс или элиты, однажды был ребенком. Когда-то он был маленьким. Чувство малости образует нижний, неискоренимый слой в душе человека. Его триумфы будут соразмеряться с его малостью, а поражения — подтверждать ее. Вопросы о том, кто «больше» и кто может сделать что-либо по отношению к кому-либо, заполняют внутреннюю жизнь взрослого сверх той необходимости и той желательности, которые он сознает и на которые рассчитывает». Постоянное нарастание чувства идентичности обеспечивает поддержание внутреннего баланса и ощущения полноценности в жизни индивида.