Негативные качества
Естественно, что все самые негативные качества и черты личности приписывались еврею, для немца же был характерен идеальный образ. Такое разведение по полюсам значимости свидетельствовало о появлении и установлении психологической дистанции между различными национальностями, причем даже в отношении к различным народностям существовала своя иерархическая система. Итак, евреи и русские занимали в сознании немецкого народа времен Великой Отечественной войны самую нижнюю ступень, все остальные находились между нижней и высшей, которую заняла немецкая раса. Кроме этого дихотомия распространялась и на два типа рейхснемцев. Первый тип, как замечает автор, «слишком широкий» отрицал идею чистоты крови и принимал весь окружающий «чужой мир». На наш взгляд, это тип отличается критическим взглядом на окружающий мир и здравым рассудком, нежеланием принимать все то, что навязывается ему извне. Второй же тип очень «узкий», который полностью игнорирует мировую культуру, не ставит ни во что другие расы, четко разграничивает «свое» и «чужое» пространство, последнее определяется как враждебное. Так на арене истории появляется образ «немца» чистой воды, иначе говоря, человека массы, который лишь способен подчиняться чужой воле и жить по уставу. Для него не характерно проявление собственной мысли, так как это не входит в его обязанности.
Э. Эриксон вводит понятие «жизненное пространство», которое в связи с заявленной проблемой психологической дистанции следует здесь рассмотреть. Такое пространство не ограничивается лишь жизнью одной личности, а прежде всего направлено на исследование развития истории целого народа. «Каждый человек и каждая группа располагает ограниченным набором исторически обусловленных пространственно-временных концептов, которые определяют образ мира, порочные и идеальные прототипы и бессознательный план жизни. Эти концепты имеют влияние на устремления нации и могут приводить к сильному отличию одной нации от другой; но они также суживают воображение людей и, тем самым, способны навлечь беду».