Путь развития
В «Бхагавадгите» говорится о том, что человек может достигнуть совершенства путем развития своих персональных достоинств. Устраненность, отрешенность от мира, достигаемая посредством психофизической тренировки йоги, должна привести человека к высшей цели знаний, каковой в брахманистской философии с ее ярко выраженной сотериологической ориентацией является освобождение от сансары, достижения единения — тождества с Брахманом или Атманом.
Обращает на себя внимание то, что «психология» как «школьная дисциплина» читалась пифагорейцами лишь на третьей, одной из самых высоких ступеней, что уже подразумевает специальную подготовку. Что это была за психология? Мы можем отчасти предположить, что речь шла о «теории души», но отнюдь не о реинкарнации, так как следом за «психологией» сразу же шла сама «теория эволюции души». Значит «психология» Пифагора включала в себя нечто иное. Об этом «нечто ином» мы можем лишь догадываться. Логичнее всего было бы предположить, что Пифагор читал своим ученикам именно «психологию управления», так как общеизвестно, что в его школе специально готовили людей для политического и государственного руководства. В этом смысле Пифагора можно считать основоположником не только «психологии управления», но и «психологии элитизации». Единственное, что нас останавливает объявить Пифагора основоположником «психологической элитологии», так это полное отсутствие его произведений на эту тему, а косвенных доказательств у нас, увы, для этого не хватает.