Понятие идентичности
Понятие идентичности ввел в психологию Э. Эриксон. Но он часто цитировал высказывание Фрейда об «этнической идентичности», стараясь найти в его работах не сформулированное понятие идентичности, столь важное для него самого. «Я употребляю термин «Я — идентичность»… будучи уверен, что Фрейд упомянул о внутренней идентичности как о смысле своей жизни».
Идентичность у Э. Эриксона понимается как переживание чувства тождества самому себе, постоянства своего Эго. Для человека важно сохранение привычного отношения к себе. Оптимальное чувство идентичности переживается как благополучие: ощущение комфорта и уюта «в собственном теле», внутренняя согласованность прошлого с настоящим и уверенность в последующем признании со стороны других. Отрочество характеризуется кризисом идентичности: конфликтом между оптимальной и диффузной идентичностью. В период мучительного переживания кризиса идентичности напряженно решается проблема социальной карьеры и «более всего беспокоит молодых людей неспособность установить профессиональную идентичность». «Для большей наглядности «кризис идентичности» можно изучать по художественным творениям и оригинальным деяниям великих людей, которые смогли решить его для себя, лишь предложив современникам новую модель решения».
Согласно Э. Эриксону, в отрочестве должны быть решены три аспекта формирования идентичности: половая ориентация, интеграция функций власти и подчинения и идеологический выбор. Подросток ясно осознает свою принадлежность тому или иному полу, а потребность в интимных отношениях является одним из новообразований данного возраста. «На этой стадии, однако, даже «влюбленность» не есть полностью или даже в первую очередь проблема секса. До определенной степени подростковая любовь — это попытка прийти к определению собственной идентичности через проекцию своего диффузного образа «я» на другого и возможность таким образом увидеть этот образ отраженным и постепенно проясняющимся».
Беря на себя функции лидера или подчиненного, молодой человек делает «важный шаг к взрослому поведению и ответственности», предвосхищая опыт осуществления власти и фиксируя зависимость социальных ролей. «Чтобы со временем не пополнить ряды так называемых «потерянных», молодые люди должны как-то убедить себя в том, что в предвосхищаемом ими взрослом мире те, кто преуспевают, одновременно и взваливают на свои плечи обязательства быть лучшими».