Теория гениальности
Выводы, к которым мы можем прийти, ознакомившись с элитологическими воззрениями Г. И. Фихте, могут быть сведены к следующему: элитизация личности происходит в результате осознания нравственного императива, в результате осознанного отношения к свободе, автономии личности и активного познавательного процесса, направленного на достижение идеала, через промежуточную стадию — достижение духовного совершенства.
Теория гениальности И. Канта и Ф. В. Й. Шеллинга. К психологическим теориям элит мы вправе отнести и учение классиков немецкой философии XIX в. о гениальности и мудрости. Эти категории давно уже вошли в поле научного интереса элитологии. Наивысшие способности человеческого ума и духа всегда вызывали пристальный интерес у представителей философского знания. Именно благодаря этому интересу современная психологическая элитология имеет возможность проследить генетическую связь различных исторических эпох по данному вопросу. Еще раз напомним нашему читателю, что проблема гениальности и мудрости обсуждалась многими великими философами и учеными прошлого исключительно как рефлексия на свое собственное элитарное сознание и свои собственные выдающиеся способности. Не прошли мимо этой проблемы и представители немецкой классической философии.
Истинная философия, считал И. Кант, в отличие от ее школьного варианта есть наука о последних целях человеческого разума, которая придает высшую ценность другим знаниям, выявляя их знание для человека, а также место и ценность Человека в мире. Именно в последнем смысле философия и является учением о мудрости. Философ, стремящийся к мудрости, должен постигать то, насколько знание может способствовать достижению целей человека. «Если существует наука, действительно нужная человеку, то это та, которой я учу — а именно, подобающим образом занять указанное человеку место в мире — и из которой можно научиться тому, каким быть, чтобы быть человеком». Кант отмечал, что мудрость придает философии практический характер, потому она не тождественна многозна — нию. «Одно многознание есть циклопическая ученость, которой недостает глаза философии».