Внутренний человек
Процесс этот весьма труден. Он должен вникнуть в умную сущность души, где еще сохранились остатки адамова благородства и достоинства . Именно в этом заключается великая тайна христианства. Язычники, даже самые одаренные, не видели греховность адамова семени и творили по наущению лукавого . Христос показал всему человечеству путь спасения. Питаясь его духовной пищей, ветхий человек может и должен восстановить в себе образ догреховного состояния. Подлинная вечная жизнь начинается тогда, когда внутренний человек познает упокоение с Богом . Для того чтобы изменить себя, плотский человек должен умереть для лукавой жизни . Но таких, утверждает Макарий, очень немного: «Очень немного таких, которые с добрым началом соединили добрый конец, непреткновенно дошли до цели, имеют единую любовь к Единому Богу и от всего отрешились. Многие приходят в умиление, многие делаются причастниками небесной благодати… но, не выдержав встретившихся на пути различных борений», вернулись к мирским развлечениям. Тех, кто до конца проходят весь путь, столь мало, что каждый из них представляет большую редкость .
Только люди с твердой волей могут до конца выдержать этот тяжкий путь восстановления человеческого достоинства. Первым шагом на пути к спасению есть, как это уже было сказано, образование твердой решимости спасаться в Господе. Решимость эта есть исходная точка духовного роста. Она должна иметь твердо установленную цель. Целью этой является стремление к обновлению своего естества благодатью Святого Духа. Человек должен устремить к этой цели все свои помыслы. Когда это свершается, тогда, как бы душа входит в душу, человек оживает духовно, и тут только он становится настоящим человеком. Это — главная мысль святого Макария, около которой группируется все прочее.