Онтологическая схема
В этом смысле внутренний человек имеет всю полноту жизни, но жизни чистой. Чистота есть бесстрастие — бесстрастие как отсутствие чужеродных переживаний, а не переживаний вообще. С переходом на уровень внутреннего человека вера тоже преображается, становится иною. Если на уровне внешнего человека речь шла об уверовании как полагании чего-то и доверии ему, то на уровне внутреннего человека возникает вера созерцательная — человек реально видит это сверхчувственное, которое раньше лишь допускал существующим.
Каждый более высокий элемент по отношению к предыдущему в предельной онтологической схеме есть «духовное» в том смысле, что он является сокровенной сутью, сокровенностью бытия для более низкого образования. Созерцание этого сокровенного всякий раз сопряжено с переходом границ, или снятием покровов. Созерцание сокровенного — и есть любовь. «Ибо любовь есть вместилище духовного, и водворяется в чистоте души. Когда ум станет в области любви, тогда действует благодать, ум приемлет духовное созерцание, и делается зрителем современного»; «Любовь есть порождение видения истины»; она есть «состояние человека».
С этико-гносеологической точки зрения, сила человеческой души, отрешающейся от чувственности, уподобляет ее душе ангелов. Но именно здесь наступает «последняя степень человечности, связанная со степенью ангелов. Такой человек является на земле заместителем Бога». Правда, полное освобождение от чувственности возможно лишь для «святой души великих пророков», которые «знают мыслимое без помощи учителя и грамоты, только догадкой и посредством связи с миром ангелов. Они постигают наяву положения тайного мира путем мышления и получают откровения».