Власть аффектов
Фактически в этой пятой части «Этики» Б. Спиноза и описывает то, что имеет значительный научный интерес для современных психологических теорий элит. Б. Спиноза, в частности, утверждает, что люди, чьи души освободились из-под власти аффектов, овладевают ими и фактически уже перестают страдать от их тягот {Этика, 5, Теорема 6). Такая душа может достигнуть того наивысшего предела своего развития, когда все, что ее окружает, будет относиться к идее Бога. Для этого ей необходимо познавать самою себя, внимательно изучать свои аффекты и «отчетливо любить Бога», и тем больше, чем больше она познает себя и свои аффекты . Состояние Бога — это полная свобода от пассивного состояния души и такая же полная свобода от аффектов. Освобождаясь от всего этого, человеческая душа все больше и яснее уподобляется свободе Бога и преображает свою человеческую природу. Познание мира идей в чистом виде и составляет сущность гносеологии духовного совершенства. Именно совершенство является главной целью человеческого существования.
Философ утверждает, что «чем более какая-либо вещь имеет совершенства, тем более она действует и тем менее страдает; и наоборот, чем более она действует, тем она совершенней» . Только потенциально активные души имеют потенциальную возможность достигнуть совершенства, поскольку они активно избавляются от аффектов.
Б. Спиноза отводит радости главное место в своей антропологической этической системе. Радость, говорит он, — это «переход человека от меньшего совершенства к большему». Печаль — это «переход человека от большего совершенства к меньшему» . Чтобы избежать полной деградации, мы должны стремиться приблизиться «к образцу человеческой природы», а это значит, что мы должны быть как можно более свободными, разумными и активными. Мы должны стать тем, кем мы можем быть. Это следует понимать в том смысле, трактует его Э. Фромм, что нашей природе потенциально присуще добро. Б. Спиноза понимает под «добром» «то, что составляет для нас, как мы, наверное, знаем, средство к тому, чтобы все более и более приближаться к предначертанному нами образцу человеческой природы; под злом же то, что, как мы наверное знаем, препятствует нам достигать такого образца» . Таким образом, радость — это то, что мы испытываем в процессе приближения к цели стать самим собой.