Волшебная палочка
Разница между человеком разумным и неразумным состоит в том, что неразумный человек постоянно волнуется и желает, что от него не зависит. Разумный человек, напротив, беспокоится только о том, что зависит от него, т. е. о том, что касается его собственных мыслей, желаний и поступков. Разумный человек может во всем всегда отыскать для себя пользу. Нет такого случая, из которого он не мог бы извлечь для себя пользы в деле усовершенствования себя. Иными словами, человек разумный обладает как бы волшебной палочкой, которой он может обратить в золото все то, до чего он дотрагивается.
Мудрец тот, кто не только разумно рассуждает, но и на деле старается поступать согласно тому, что он говорит. Истинно мудрый человек всегда скромен и никогда не старается прослыть мудрецом. Мудрость узнается не по словам, а по плодам человека. Человек может быть только тогда полезным людям, когда трудится для души своей, для Бога и людей.
Лишь только тот, кто неустанно наблюдает за собой, достигает совершенства. Наблюдая за собой, разумный человек замечает, что надлежит ему исправить дурное в себе. Исправляя себя, он легко станет управлять собой. Наблюдая за собой, субъект должен обращать особое внимание на главные божьи истины и помнить их все время, чем бы он при этом ни занимался. Эпиктет уверяет своих собеседников, что на свете нет непогрешимого человека, но должно стараться быть непогрешимым, т. е. через внимательное наблюдение над собой избегать дурного.
Элитология и психологические воззрения Оригена. В истории раннехристианской философской мысли есть ряд имен, которые считаются высочайшими авторитетами в области богословия и религиозной философии. К числу этих авторитетов и принадлежит египетский философ и богослов Ориген.
Ориген был человеком большой образованности и трудоспособности. Он написал огромное количество сочинений, преимущественно теолого-философских, важнейшим из которых является книга «О началах» . Ориген — ученик Аммния Саккаса, а следовательно, неоплатоник по «базовому образованию».