Срединный путь
Для того чтобы человек мог делать добро и избегать зла, он должен быть свободен. Свобода же достигается только тогда, когда человек становится независимым от всяких внешних обстоятельств. По отношению же к внутренней своей жизни он всегда свободен, потому что всегда может бороться со своими пороками, может овладеть своими желаниями и поступками так, как велит ему его разумная природа. «Кто свободен телом, и не свободен душою, тот раб, и в свою очередь, кто связан телесно, но свободен духовно, — свободен».
Для Эпиктета нет срединного пути — человек может или жить в согласии с добродетелью, или распутничать во грехе. Освобождение от пороков делает человека господином его совести. Свобода заключается в соблюдении пяти качеств — умеренности, чести, мужества, спокойствия и довольства. «Если хочешь мирских благ — откажись от души; если хочешь уберечь свою душу, — отрекись от мирских благ, иначе ты будешь постоянно раздваиваться и не получишь ни того ни другого».
У всякого человека есть разум; и если он живет согласно с разумом, то он будет избегать только того, что противно разуму. Человек страдает больше всего от того, что неразумно, и получает благо только от того, что согласно с его разумом. Разумный человек всегда свободен, поскольку живет так, как он того хочет. Если человек положит своей основой земное влечение, он никогда не достигнет гармонии жизни. Одна только душа способна избежать тлена, если обладает чистотою совести. Но человеческое неразумие всячески вредит этой чистоте и ввергает его в страдание греха. Человек погружается в посторонние заботы вместо того, чтобы разумно освещать и направлять свою жизнь той божественной частицей, которая называется добродетелью. Человек элиты всегда занят тем, что от него зависит, и полагающий свою жизнь в работе самосовершенствования не станет тревожить себя суетой сует: «Кто разобрал и понял, что именно он может сделать и чего не может, тому не помешают никогда никакие препятствия и случайности, потому что он будет желать только того, что достижимо, и избегать того, чего достигнуть не может».