Созерцание Верховной Истины
Эта иерархия позволяет говорить о крупных вехах в жизни человека, отрывающегося от своего ветхого состояния к созерцанию Верховной Истины. Возможно также выделить внутри каждого чина новые уровни, ибо «сколько ни усовершается человек перед Богом, все-таки он идет сзади Его… ибо праведные, сколько ни входят в созерцание Его, видят образ Его как в зеркале…» Внешний человек с еще более внешней позиции выступает как индивид, который является «душой» рода. Род есть тело родового человека, который, с еще более внешней позиции, есть не что иное, как разумность, т. е. душа, по отношению к природе — телу космического человека. Духом космического человека является Творец тварного мира — Бог. Поэтому только в крайних членах присутствует трехчленность в явном виде.
Человек и природа выступают как равнофункциональные образования: микро — и макрокосм. «Потщись войти во внутреннюю свою клеть, и узришь клеть небесную, потому что та и другая — одно и то же, и, входя в одну, видишь себя»; «Вот, если будешь чист, то внутри тебя небо, и в себе узришь ангелов и свет их, а с ними и в них и Владыку ангелов»; «Кто познал себя, тому дается ведение всего, истому что познать себя есть полнота ведения о всем; и вследствие подчинения души твоей подчинится тебе все».