Разумный человек
«Разумный человек» Эпиктета. Элитологические воззрения Эпиктета носят также сугубо антропологический характер. В их центре стоит проблема сверхнравственного, духовно совершенного человека. Поэтому его идеи можно охарактеризовать, как некое самостоятельное учение о «разумном человеке». Эпиктет был рабом одного из фаворитов Нерона. Отпущенный позднее на свободу, он слушал лекции стоика Мусония Руфа, а после изгнания всех философов из Рима Доминицианом поселился в Никополе, где и преподавал стоическую мораль в беседах и уличных спорах по примеру Сократа. Как и Сократ, ничего не писал. Жил в бедности. Его беседы сохранились в записи ученика — Фловия Арриана.
В центре этих бесед — выработка и сохранение такой нравственной позиции, при которой человек в любых условиях богатства или нищеты, власти или рабства сохраняет внутреннюю независимость от этих условий и духовную свободу. Для этого он должен разделить все вещи и дела на зависящие от него и независящие, во-первых, мужественно исполнять свой долг вопреки всему, во-вторых — просто игнорировать. Аскетическая мораль Эпиктета, а также внешняя форма его «диатриб» во многом близки христианской проповеди. Так, Бог, по мнению Эпиктета, создавший мир и управляющий им, бесконечно благ и премудр. Лучи Его благой мудрости отражаются в разуме человека и потому истинное назначение человека в том, чтобы поднимать и развивать в себе это божеское начало, подражать своему Создателю в Его благорасположении по всей природе. Для этого достижения человек должен уметь распознавать добро и зло. Добро есть все то, что возвышает наше разумение и потому, освещает путь, а зло, наоборот, принижает разумное и затемняет наш путь. Следовательно, «возвышенным» человек может стать только в том случае, если он полностью очистит свою душу от зла.