Интересные записи

Социальные аспекты развития

Социальные аспекты развитияВ своей теории Э. Эриксон концентрирует внимание в основном на социальных аспектах развития. По его мнению, связи человека с окружением, обусловливающие его социальное развитие, устанавливаются с первых мгновений жизни. С развитием ребенка они непрерывно усиливаются и начинают играть особенно важную роль при освоении им незнакомых мест и образовании новых социальных связей. Психосоциальное развитие Э. Эриксон рассматривает как последовательность восьми стадий жизненного цикла: оральная стадия — анальная стадия — фаллическая стадия — латентный период — отрочество — молодость — зрелость — старость. Каждая стадия непрерывного развития наступает в оптимальные сроки и характеризуется разрешением определенного типа кризиса. Успешное преодоление каждого кризиса позволяет человеку справляться со следующей стадией и следующим кризисом, придерживаясь более позитивной ориентации.

Различные стадии психосоциального развития описаны в терминах конфликта между двумя позициями, указывающими на возможный выход из него: «доверие — недоверие», «автономия — стыд и сомнение», «инициативность — виновность», «трудолюбие — неполноценность», «идентичность — смешение идентичности», «интимность — изоляция», «продуктивность — инертность, застой», «интеграция — отчаяние». Индивидуальное своеобразие личности проявляется в ориентации на определенную позицию в разрешении кризисов.

Стадия отрочества занимает особое положение в последовательном развитии, а формирование идентичности в этом возрасте составляет определенный стержень, вокруг которого в дальнейшем строятся этапы взросления. Э. Эриксон неизменно настаивал на том, что каждому жизненному этапу, включая отрочество, соответствует определенный «ответ» культуры, цель которого состоит в формировании индивида, интегрированного в культуру. Даже самая дикарская культура, подчеркивает он, должна в качестве своей цели иметь становление у большинства своих членов сильного Эго, т. е. «достаточно закрытую и одновременно гибкую структуру, противостоящую неизбежным противоречиям любого человеческого общества», для того чтобы расстаться с детством с чувством идентичности и идеей собственной целостности.

Похожие записи

  • 02.04.2015 Классики элитологической мысли Еще классики элитологической мысли XX в. неоднократно обращали свое внимание на тот факт, что развитие теории элит должно идти от анализа антропологического фактора и в первую очередь […]
  • 03.09.2016 Волшебная палочка Разница между человеком разумным и неразумным состоит в том, что неразумный человек постоянно волнуется и желает, что от него не зависит. Разумный человек, напротив, беспокоится только о […]
  • 12.04.2015 Проникнутая любовь По мнению Г. Тарда, нужно различать два вида толпы: толпу «проникнутую любовью» , и толпу, «проникнутую ненавистью»; он также выделяет пассивные толпы и активные. Г. Тард утверждал, что […]
Популярное

Copyright © 2018. All Rights Reserved.

6e12a44fce3caabb