Социальные аспекты развития
В своей теории Э. Эриксон концентрирует внимание в основном на социальных аспектах развития. По его мнению, связи человека с окружением, обусловливающие его социальное развитие, устанавливаются с первых мгновений жизни. С развитием ребенка они непрерывно усиливаются и начинают играть особенно важную роль при освоении им незнакомых мест и образовании новых социальных связей. Психосоциальное развитие Э. Эриксон рассматривает как последовательность восьми стадий жизненного цикла: оральная стадия — анальная стадия — фаллическая стадия — латентный период — отрочество — молодость — зрелость — старость. Каждая стадия непрерывного развития наступает в оптимальные сроки и характеризуется разрешением определенного типа кризиса. Успешное преодоление каждого кризиса позволяет человеку справляться со следующей стадией и следующим кризисом, придерживаясь более позитивной ориентации.
Различные стадии психосоциального развития описаны в терминах конфликта между двумя позициями, указывающими на возможный выход из него: «доверие — недоверие», «автономия — стыд и сомнение», «инициативность — виновность», «трудолюбие — неполноценность», «идентичность — смешение идентичности», «интимность — изоляция», «продуктивность — инертность, застой», «интеграция — отчаяние». Индивидуальное своеобразие личности проявляется в ориентации на определенную позицию в разрешении кризисов.
Стадия отрочества занимает особое положение в последовательном развитии, а формирование идентичности в этом возрасте составляет определенный стержень, вокруг которого в дальнейшем строятся этапы взросления. Э. Эриксон неизменно настаивал на том, что каждому жизненному этапу, включая отрочество, соответствует определенный «ответ» культуры, цель которого состоит в формировании индивида, интегрированного в культуру. Даже самая дикарская культура, подчеркивает он, должна в качестве своей цели иметь становление у большинства своих членов сильного Эго, т. е. «достаточно закрытую и одновременно гибкую структуру, противостоящую неизбежным противоречиям любого человеческого общества», для того чтобы расстаться с детством с чувством идентичности и идеей собственной целостности.