Простые идеи
Напомним некоторые постулаты локковской философии в той их части, которые имеют непосредственное касательство к нашей теме. Локк рассматривает теорию познания как разноуровневый процесс восприятия различной сложности идей. Сами идеи подразделяются им на простые и сложные. Так, простые идеи могут восприниматься лишь пассивным умом. Это простые идеи, получаемые от ощущений или рефлексии. При таком состоянии дел пассивный ум может выполнять некоторые простейшие логические операции. Далее Дж. Локк выделяет несколько ступеней или уровней познания: интуитивное, демонстративное и чувственное, для которых «существуют особые степени и виды очевидности и достоверности». Соответственно речь может идти и о трех антропологических типах, которым в большей степени соответствуют эти уровни познания. На такую интерпретацию локковской мысли наводит нас его социальная доктрина, а точнее, учение о естественном состоянии людей.
Естественное состояние людей — это: 1) состояние полной свободы и 2) состояние равенства. Но люди, чтобы избегнуть состояния войны, образуют общество и отказываются путем так называемого «общественного договора» от естественного своего состояния. Так образуется первое общество — семья и второе — политическое или гражданское общество. Дж. Локк несколько идеализирует это второе общество, полагая, что решения в нем должны приниматься в «пользу большинства». По его мнению, элита получила свои социально-политические права в результате добровольного делегирования ей всеми остальными людьми своих естественных прав. Поэтому она должна работать на пользу этого гражданского большинства. Однако нарушенная общественным договором психология естественного равенства ставит это большинство в положение слуги по сравнению с выше стоящей политической элитой. В политическом обществе доминирует именно психология неравенства и ограничения свободы. Отсюда и преобладающими общественными отношениями будут отношения хозяина и слуги, а не отношения равенства в свободе. Последнее и определяет психические, этические и гносеологические особенности различных социальных групп людей. Так социальная грань вторгается в духовный мир человека, устанавливая подчас непреодолимые психологические и материальные барьеры, которые еще дальше уводят нас от нашего естественного состояния.