Психологическая элитология
Психологическая элитология. Выше мы уже указывали на то, что психологическая элитология является составной частью общей эли — тологии, поэтому на нее распространяются все те методологические принципы, которые свойственны для этой науки в целом. Вместе с тем она имеет и свои специфические особенности, связанные главным образом с понятийным аппаратом и с ее структурой. Главная цель психологической элитологии заключается в осуществлении связей элитологии с психологией. Ее костяком являются психологические теории элит, получившие в XX в. свое методологическое и теоретическое оформление. Эти теории создавались как отраслевые психологические концепции и первоначально не имели никакого отношения к элитологии, которой, впрочем, в то время еще и не существовало. Поэтому в создании этих теорий несомненны заслуги психологии, социологии и философии. Элитология выступает здесь в качестве их преемницы, специально занимающейся именно этими проблемами.
В центре психологической элитологии стоит проблема личности как носителя элитизирующего элемента социокультурной сферы. Прежде всего, психологические теории элит интересуются вопросами, связанными с процессом элитизации личности и ее адекватным поведением в элитной среде, т. е. соответствующей ее типу сознания элите. Уникальность, неповторимость, а следовательно, и элитность такой личности выводит наш поиск на проблему одаренности, творчества и гениальности. Но у этой проблемы есть и обратная сторона — человек, прямо ему противоположный, человек из толпы, массы, ничем не примечательный, безликий и пустой. Без анализа этого дихотомического нам не понять суть и психологической элитологии. Ведь все обычные индивиды всегда «растворяются» в массе, не «растворяется» лишь один элитный элемент. Поэтому элита — осадок толпы, то, чего она не может переварить, то, чего она больше всего боится, уважает, и то, за чем она всегда идет.