Конфликт идеологических пристрастий
Конфликт идеологических пристрастий в подростковом возрасте способствует мировоззренческому выбору, определению взгляда на мир. Кто-то может видеть в идеологии, пишет Э. Эриксон, отображение аристократии в самом широком смысле, означающее, что внутри определенного представления о мире и истории придут к управлению лучшие люди, а управление в свою очередь будет развивать лучшее в людях. Отрочество — это жизненный генератор в процессе социальной эволюции, утверждает он. Именно этот возраст может быть оценен как период психосоциального моратория, в ходе которого человек может найти свою «клеточку» в определенном секторе общества. Психосоциальный мораторий — кризисный период между юностью и взрослостью, в течение которого в личности происходят многомерные сложные процессы обретения взрослой идентичности и нового отношения к миру. Психосоциальный мораторий может, при определенных условиях, принимать затяжной характер и длиться годами, что особенно характерно для наиболее одаренных людей. «Там, где процесс формирования идентичности затянут во времени, на первый план начинает выступать озабоченность образом «я».
Э. Эриксон отмечает, что в последнее время приобрело более широкий смысл участие в той сфере деятельности, «которая определяет современного человека в качестве работника и строителя будущего». Но «одно дело — когда человек Сам исключает себя из этого определения, будучи одарен в других областях и способен профессионально и эстетически состояться… И совершенно иное дело — быть Исключенным, например, из-за недостаточной грамотности, что не позволяет человеку доказать, что он технически одарен…» Осмысление данного вывода приводит к пониманию того, что только сам человек вправе выбирать ориентиры своей перспективы в сочетании с возможностью постоянного приобретения новых знаний.