Элитность и нравственность в православии
Элитность и нравственность в православии). Проблема духовной избранности неоднократно звучит и в выступлениях патриарха Алексия //, который продолжает тем самым развитие православной точки зрения по данному вопросу. В целом патриарх исходит
Из традиционной для многих культурологических теорий элитности позиции, согласно которой неравенство и рождаемая на ее основе элитность есть продукты различного проявления духовного богатства индивида и личности. «Разнообразны наши таланты, — пишет он в одной из своих работ, — отличаются друг от друга наши призвания, многоразличен наш жизненный опыт, во многом не соглашаемся мы друг с другом во взглядах на устройство мира сего», но мы должны, призывает патриарх, воспринимать эти естественные «различия не как нечто противопоставляющее нас друг другу, но как богатство духовных сил народа».
Патриарх достаточно критически оценивает итоги XX в., характеризуя его как эру тирании масс, поправших духовные традиции всего предшествующего времени. «В историю человечества XX век вошел как век массового богоотступничества. Ни в каком другом столетии столько не говорили о расцвете человеческой личности, о гуманизме, о высоком назначении человека, и в то же время так не уничтожали его достоинство, едва ли когда еще так множились и бесчисленные духовные подмены… Разговоры о гуманизме и о личностном начале только оттеняют обесцвечивание человека, утрату им цельности души и цельности жизни». Колоссальный вред свободе духа нанесли материализм и нигилизм, столь популярные в ушедшем столетии. Именно материализм осквернил человеческую душу, которая потеряла из-за этого свои духовные ориентиры и не в состоянии ныне разобраться в происходящем, не в состоянии защитить себя от различных экспансий.