Этический аристократизм
Элитология Гераклита Эфесского. О политическом и этическом аристократизме Гераклита Эфесского в свое время писали многие известные исследователи Античности, такие, как Т. Голлперц, В. Ф. Асмус, К. Поппер, Ф. Х. Кесседи. И действительно, в философском наследии Гераклита мы встречаем отдельные элементы как общей, так и психологической элитологии в частности. При этом обращает на себя внимание тот факт, что сознание самого Гераклита носило ярко выраженный аристократический характер, поскольку сам он был не только из царского рода Кодридов, но и всеми своими жизненными принципами всегда открыто выступал за аристократию духа. Поэтому все его замечания по поводу критики демократии и апологии аристократии носят сугубо рефлексион — ный характер, а значит, отражают не только мировоззренческие, но и психические особенности этого типа сознания, культуры и идеологии.
Деление людей на тех, кто в «толпе», и тех, кто в «элите», производится Гераклитом не по социальному признаку, а по психологическому, духовному основанию. Как известно, сам Гераклит отказался в свое время от царского титула, поэтому вместо социального признака в классификации людей он должен был найти совершенно новый критерий, основанный на совершенно иных аксиологических принципах. Его обращение к внутреннему миру человека в качестве основополагающей ценности его бытия и ставит его в один ряд предтеч психологических теорий элит.
Элитологические воззрения Гераклита имели и социальное звучание: «Самые достойные люди — утверждает он, — Всему предпочитают одно: вечную славу — смертным вещам. Большинство же по — скотски пресыщено», или «Один для меня равен десяти тысячам, если он наилучший», или «…хотя Логос присущ всем, большинство живет так, словно каждый имеет свое особое разумение» 28. Противопоставляя элиту духа массе, Гераклит фактически внес диалектический метод исследования в элитологическую науку и доказал эффективность подобного принципа исследования.