Классики элитологической мысли
Еще классики элитологической мысли XX в. неоднократно обращали свое внимание на тот факт, что развитие теории элит должно идти от анализа антропологического фактора и в первую очередь касаться проблемы психологии личности, относимой наукой или общественным мнением к числу элиты. Данный тезис имеет принципиальное значение, поскольку элитологи чаще всего сталкиваются с проявлением квазиэлиты и псевдоэлитности, чем непосредственно занимаются анализом подлинно элитарного начала. Отсюда и те многочисленные трудности и проблемы с интерпретацией даже самого понятия «элита», с которыми сталкивается современная элитология при анализе социокультурного бытия этой избранной страты. До тех пор пока элитология не научится и сама не научит других адекватно определять квазиэлиту от элиты, наука и общество будут обладать самыми иллюзорными представлениями о том, кто ими управляет и каким идеалам они подражают и следуют в своей жизни, опираясь на мнения этих самых «великих» умов.
Элитология есть сумма наших знаний не столько об Элите, сколько об Элитности, т. е. в эстетике — это знания о прекрасном, в этике — о совершенстве нашего духа, в гносеологии — о высшим формах умственной деятельности, в онтологии — о высших ступенях иерархии нашего бытия, в истории — о роли выдающейся личности, в социологии и политологии — о всем самом «лучшем» в общественном бытии человечества и т. д., и т. п. Все эти знания могут быть системно рассмотрены, изложены и собраны нами под единой методологической крышей, которой и является в настоящее время элитология. Элитология близка по своему смыслу к таким научным направлениям, как акмеология и аксиология. Но если говорить по существу, то обе только что названные научные дисциплины практически полностью могут быть введены в состав «большой эли — тологии», поскольку помогают ей раскрыть отдельные стороны «элитности» как историко-культурного явления.
Таким образом, элитология может быть нами охарактеризована, как комплексное научное направление, занимающееся раскрытием процесса зарождения, становления, развития и гибели элитности, как доминирующего явления нашего бытия.