Проблемы доминирования
Э. Эриксон также затрагивает в своей работе проблемы доминирования и влияния одного человека на другого. По его мнению, эксплуатация приводит к тому, что один из партнеров злоупотребляет разделенной функцией, а другой лишается чувства идентичности и целостности. Последствия такого «взаимодействия» могут привести к необратимым негативным процессам для самого же эксплуататора и к разрушению общей функции. И только партнерство между людьми сохраняет чувство идентичности и стабильности в жизни. Особенно такое партнерство необходимо культивировать в родительской семье, когда идентичность проходит свои стадии становления у ребенка. В статье «Легенда о юности Максима Горького» автор анализирует сцену после порки Алеши его дедом. Дед, изливая душу внуку, пытается возбудить в нем жалость. Но у мальчика гнев никак не может перерасти в жалость, а постепенно накапливается и усиливается. Алеша не обретает идентификации с мучителем ни в процессе наказания, ни после него. Таким образом, мазохистские тенденции не станут определять его дальнейшую жизнь. Разрушение идентификации приводит к увеличению дистанции между людьми и взаимоотчуждению. Возникает явное противоречие — близкие люди оказываются по разную сторону «баррикад» и каждый стремится к победе. Автор поразительно метко улавливает безмолвное столкновение между внуком и дедом. Неслучайно сцену их противостояния Эриксон называет «рубка на взглядах», в которой нужно еще выстоять и не сломиться. Взглядом можно оттолкнуть человека или приблизить, унизить или возвысить. Русской литературе автор придает огромное значение в связи с умением описать характер различных зрительных контактов. «И все же есть что-то русское в таком специфическом использовании глаз как оружия нападения и защиты. В русской литературе встречается множество вариантов использования глаз как эмоционального рецептора, как алчного захватчика и органа взаимной душевной капитуляции».