Проблема психологической дистанции
Проблема психологической дистанции. Из вышеуказанного ясно, что С. Л. Рубинштейн выводит ПД между двумя типами людей, характеризующихся «высшими» и «низшими» формами воображения. Но кроме этого, следует отметить, что «высшая» форма творческой активности также имеет разные внутренние уровни ПД. Явное проявление «короткой» ПД можно отследить на примере работы художника над портретом. Суть преобразования действительности в данной деятельности состоит в том, чтобы не удалиться от нее, а наоборот, как можно ближе приблизиться, чтобы «снять с нее случайные наслоения и внешние покровы». Продуктом такого воображения становится более глубокая и адекватная картина действительности. «Длинная» дистанция же может быть описана в случае работы писателя над фантастическим рассказом, когда творческое воображение осуществляет значительный «отлет» от действительности, тем самым преобразуя различные ее стороны, при этом логически соединяя несоединимые ее части. Характеристику зрелой и полноценной личности можно начинать именно с особенностей ее воображения, которое непосредственно связано с характером мыслительной деятельности. Отсюда явное соотнесение «шаблонности и рутинности» творчества с некритичностью мышления и оригинальность — критичности. «Степень критичности ума бывает очень разной у разных людей. Критичность — существенный признак зрелого ума. Некритический, наивный ум легко принимает любое совпадение за объяснение, первое подвернувшееся решение — за окончательное. Критический ум тщательно взвешивает все доводы за и против своих гипотез и подвергает их всесторонней проверке».
Психологическая дистанция появляется уже между критическим и некритическим складом ума в результате столкновения интересов различных типов людей. Дистанция также присутствует и между людьми с практической и теоретической направленностью мышления. Под «практическим мышлением» подразумевается практическая деятельность, направленная на решение сиюминутных задач, неотделимых от ситуации. «Теоретическое мышление» предполагает более широкий спектр решения задач, с целью применения знаний к любой реальной ситуации. Теоретическое мышление — это высшая форма мыслительной деятельности, которой способен обладать только человек с развитым высшим уровнем сознания. Оно включает в себя и практическую деятельность, но лишь в частных ее проявлениях. Все же процессы теоретического мышления протекают в сознании индивида и отличаются характером деятельности.