Элита духа
В своих аскетических трудах Антоний весьма часто употребляет такое понятие, как «избирать» в смысле выбора лучшего . Именно это словосочетание, по нашему мнению, и передает смысловое содержание понятия «элитности». Человек, избравший правильный путь, есть, по его мнению, субъект элиты духа. Антония в большей мере интересует именно человек элиты духа. Его знаменитый «Устав отшельнической жизни» регламентирует поведение человека, избравшего путь духовного совершенства и единения с Богом. Программным лозунгом всей этой работы может стать следующее его изречение: «Не бери примера с того, кто слабее тебя, но с того, кто совершеннее тебя» . В этом тезисе размышления Антония полностью смыкаются с элитологическим учением Платона: «Мы считаем самым ценным для людей не спасение во имя существования, как это считает большинство, но достижение совершенства и сохранение его на всем протяжении своей жизни» . Думается, что святой Антоний непременно подписался бы под этим утверждением Платона, так как сам призывает своих последователей к достижению духовного совершенства.
Элитологические воззрения Макария Египетского. В богословии одного из основоположников монашеского учения преподобного Макария Великого, или Египетского , активно утверждается богословский догмат о разделении бытия на две самостоятельные сущности — несовершенного и совершенного мира. Макарий исследует путь духовного восхождения человека от своего падшего состояния к ступени наивысшего духовного совершенства. В своей проповеди он стремится освятить души человеческие благодатию Святого Духа. Именно одуховление есть душа души, без которого нет жизни, ибо оно залог будущего светлого состояния. Св. Макарий исследует падшую душу и научает ее, как из этого состояния тьмы, растления, мертвенности выйти на свет, увра — чеваться, ожить. Тематически наставления Макария расположены в той самой последовательности, в которой душа грешника, очищаясь, собирает совершенства божественного мира.