Искра Божия
В духовном развитии И. Г. Фихте помог случай — он нашел богатого покровителя в лице барона фон Милица, который, увидев в талантливом мальчике «искру Божию», помог ему с учебой. С его помощью молодой Фихте заканчивает гимназию и в 1780 г. поступает на теологический факультет Йенского университета. Познакомившись с произведениями И. Канта, И. Г. Фихте быстро становится его сторонником и уже в 1791 г. пишет книгу «Опыт критики всякого откровения», которую многие принимают за работу кенигсбергского философа. Только после вмешательства Канта авторство было признано за Фихте, и он в одночасье стал знаменит. С 1810 г. Фихте работает в Берлинском университете и незадолго перед смертью, за большой вклад в развитие философии и национального немецкого самосознания, был избран его ректором.
Новое духовное состояние вызывает у И. Г. Фихте воодушевление и желание исследовать открывшееся ему состояние его нового идеального мира. Он утверждает, что «все оживлено и одухотворено и смотрит на меня ясными духовными очами и говорит моему сердцу духовными звуками».
Элитология субъективного в социальном. В интересующей нас части философии Фихте элитология представлена в развитом им учении о духовном совершенстве человека. Согласно И. Г. Фихте лишь незначительная часть людей может приблизиться к относительному тождеству индивидуального и абсолютного Я. Большая часть живет даже, и не подозревая о том, что имеет подобную историческую возможность.
Может показаться невероятным, но именно Фихте можно считать одним из родоначальников психологической теории генезиса элиты. Так, Фихте, в частности, утверждает, что социальная элитизация началась при злоупотреблении одних и «всеобщей терпимости» других, которые из-за слабости воли позволили этому насилию быть и со временем укрепиться в человеческом обществе. «Господствующие сословия, — пишет И. Г. Фихте, — у которых никто не оспаривает достигнутых ими привилегий, стремятся только к тому, чтобы их расширить и дать устойчивую форму также этим расширенным привилегиям. Побуждаемые своей жадностью, они будут расширять их из поколения в поколение и никогда не скажут: теперь достаточно; это будет продолжаться до тех пор, пока они не достигнут высшей меры, совершенно невыносимой, и отчаяние угнетаемых возвратит им силу, которую не могло дать столетиями уничтожаемое мужество. Они не потерпят тогда среди себя того, кто не захочет быть и оставаться равным другому. Чтобы защищаться от насилий и нового угнетения, они наложат на всех одинаковые обязанности».
И. Г. Фихте, конечно далек от мысли о том, что генезис элиты мог происходить в результате «борьбы классов» или «войны всех против всех», его в большей степени интересует то, что происходило в идеальном мире тех, кто социально элитизировался в обществе путем постепенного изменения общественного мнения в сторону закрепления своих нажитых привилегий.
Но И. Г. Фихте проявляет себя в качестве политического психолога, когда начинает исследовать причины возникновения войн. По его мнению, вина за войны целиком лежит на политических элитах воюющих государств.