10adfb99c78548c3
Интересные записи

Святой Антоний

Святой АнтонийСвятой Антоний происходил из весьма состоятельной семьи. Раздав свое состояние, он удалился от людей. Пищею его стал один хлеб с солью, питьем — вода, и ел он один раз в день при закате солнца. Спал он тоже очень мало и только на голой земле. Антоний не мылся. Он столярничал и молился. Житие Преподобного отмечает, что «чтение Священного Писания он выслушивал с таким глубоким вниманием, что не забывал из читаемого решительно ничего и при строгом соблюдении всех заповедей Господних память стала заменять ему самые священные книги». Стремясь к совершенному уединению, он в возрасте 21 года уходит в дальнее место пустыни, на восточный берег Нила, где и поселяется вначале в пустой гробнице, а затем в развалинах старой крепости. Проведя в общей сложности около 85 лет в пустыне, Антоний Великий стал фактически основоположником отшельнического, скитского иночества, впервые создав «Устав» монашеской жизни.

Поэтому большое место в протоэлитологии Антония Великого занимает его психологическое учение об аскетике. Им утверждается, что «плотская жизнь» есть смерть для души и лишь «труд, терпение, бедность с благодарением и умерщвлением тела есть жизнь души и путь к вечному утешению». Антоний утверждает тезис о том, что все смертное подчиняется бессмертному и служит ему . «По телу человек смертен, а по уму и слову — бессмертен» . Тело изначально обладает несовершенством, и лишь душа, погруженная в темные приделы своего тела, имеет потенциал совершенства. Посему надобно не жалеть, а обуздывать тело, как врага и противоборца души; ибо множество яств и сласти возбуждают злые страсти в людях, воздержанное же чрево усмиряет страсти и спасает душу» . Если органом зрения тела являются глаза, то органом зрения души — ум. Так же как лишенное очей тело не может видеть землю и солнце, так же «душа, не имеющая благого ума и доброй жизни, слепа — не видит и не славит Бога» . «Неведение Бога — от нечувствия и безумия души; от сего неведения рождается зло; от боговедения же прибывает людям добро и спасение души» .

Согласно его антропологической версии, «Бог, сотворил человека самовластным, как независимый и благий, доставил ему возможность, если захочет, угождать Богу. Угодно же Богу то, чтоб в человеке не было зла». Если «люди хвалят хорошие дела и добродетели святой и боголюбивой души, а дела срамные и злые осуждают», то тем самым они выполняют замысел Божий по поводу их спасения . В связи с этим Антоний Великий выделяет два типа людей: 1) человек плотский и 2) человек духовный.

Первый тип человечества подчинил свою бессмертную душу своему тленному телу. Такая душа безрассудна, слова ее пустопорожни, а действия суетны и наполнены тщетного пустого самомнения, не приносящие никакой пользы . Плотский человек не видит Бога. Его безрассудная душа становится рабой его тела. Такой грехолюбивый человек любит многостяжание и не радеет о правде. Он, как гнилое древо, «негож ни на какое дело» . Величайшей болезнью души называет Антоний отсутствие возможности видеть Бога . Такая душа пребывает во лжи и делает ложной всю жизнь человека. «Настоящий человек» тот, кто понял свою душу, кто умом созерцает Бога.

Похожие записи

  • 19.09.2024 Как найти работу специалистом в Вольске? Вольск – уютный город с богатой историей, но найти работу специалисту может быть непросто. Несмотря на то, что рынок труда в Вольске не такой большой, как в крупных городах, возможности […]
  • 27.04.2015 Современная элитология Общие выводы. Современной элитологии еще предстоит определить границы своего научного поиска и поставить пограничные столбы между гуманитарными и социальными направлениями своих […]
  • 09.04.2015 Внешний человек Внешний человек состоит из организма и психики. «Телом» внутреннего человека является сознание, а «душой» - воля. Внутренний человек сводится к триаде «тело - сознание - воля». Психика […]
Популярное

Copyright © 2018. All Rights Reserved.

6e12a44fce3caabb