Тупая толпа
Подводя итоги данной работы, К. Г. Юнг ставит перед собой вопрос: «неужели 100 самых интеллигентных в мире людей составят вместе тупую толпу?» И отвечает: «Десять тысяч таких обладают коллективной интеллигентностью крокодила… В толпе качества, которыми кто-либо обладает, размножаются, накапливаются и становятся преобладающими для толпы в целом… Не всякий обладает достоинством, но всякий является носителем низших животных инстинктов, обладает внушаемостью пещерного человека, подозрительностью и злобностью дикаря. Вследствие этого многомиллионная нация являет собой нечто даже нечеловеческое. Это ящерица, или крокодил, или волк… Монстр — вот что такое нация». Национальная идеология и нравственность политической элиты не превышает «животной нравственности масс», хотя в демократических государствах это положение несколько выше среднего уровня, хотя чаще всего прикрыто удобоваримой риторикой. Чем меньше нация, общность или группа людей, тем реже возникают конфликты. Чем больше подобного рода массы, тем серьезнее общественные катастрофы.
Карл Юнг внес огромный вклад в исследования индивидуальной психологии. В своей книге «Психологические типы» он выявляет две основные направленности личности: 1) ориентация вовне; 2) ориентация вовнутрь. Первая направленность характеризует Экстравертный тип, а вторая Интровертный тип. Автор склонен выделять две основные установки: сознания и бессознательного.
Два эти типа разведены по полюсам. Так экстравертный тип ориентируется лишь на те данные, которые получает из окружающего мира. Внешние факторы имеют решающее значение для определения мировоззренческих позиций индивида. Он пытается соответствовать тем требованиям, которые соответствуют объективным условиям жизни и которые ему предъявляет общество. Объект определяет сознание и играет важную роль в его бытии. Собственные воззрения для субъекта ничего не значат, так как внутренний его мир подчинен внешним обстоятельствам. Любое решение проблемы, возникшей в тот или иной период жизни, приходит извне, потому что он ждет именно этого прихода. Принятие самостоятельного решения не видится возможным по причине нежелания пропустить «себя в свое сознание».