Формы воображения
Воображению как психическому процессу С. Л. Рубинштейн уделяет большое внимание в своей книге, так как оно позволяет вскрыть особенности дистанцирования между различными типами людей, обладающими теми или иными формами воображения. Но прежде всего следует отметить, что данный тип познавательной деятельности отличается «отлетом» от действительности, умением индивида взглянуть на реальность несколько в ином ракурсе для того, чтобы впоследствии преобразовать ее. Следовательно, одной из основных функций воображения является функция усовершенствования и преобразования. «Только у человека, который как субъект общественной практики реально преобразует мир, развивается подлинное воображение. В процессе развития оно сначала следствие, а затем — и предпосылка той деятельности человека, посредством которой он реально изменяет действительность». Характер «отлета» от действительности и формирует ПД.
В своих высших формах — творческое воображение — совершает «отлет» от реальности с целью ее преобразования. С. Л. Рубинштейн выделяет «высшие» и «низшие» формы воображения, а следовательно, и два типа людей, которым присущи эти формы воображения. «Низшие» формы характеризуются: трансформацией образов, различными соединениями несовместимых объектов, которые зависят от сиюминутных влечений и потребностей человека. В «высших» формах происходит преобразование действительности, которое осуществляет сознательная творческая деятельность. Таким образом, воображение может быть, как отмечает автор, «банальным, трафаретным» и творческим, «оригинальным». «Одни находят себе легкое и малоплодотворное удовлетворение в мимолетных и праздных мечтаниях, прикрываясь завесой своей фантазии от реального дела. Другие, наделенные достаточными творческими силами, превращают воплощения своего воображения в реальное дело. Их творения вводят в реальный мир как бы новое измерение».