Элитарная личность
Б. Скиннер утверждал, что «личность ответственна за свое поведение не только в том смысле, что она может быть осуждена или наказана в случае, если ведет себя дурно, но также и в том смысле, что ей можно доверять и восхищаться ее достижениями». В последнем случает речь как раз идет об ответственности, которую несет элитарная личность перед всем человечеством, выступая в роли его бессменного поводыря.
Шумную полемику и резкую критику вызвали две книги Б. Скиннера «Уолден-2» и «По ту сторону свободы и достоинства» . Ряд критиков считают первую из этих работ «находкой для потенциальных диктаторов». Эта книга, сопоставимая с антиутопиями Оруэлла и Хаксли, является наукофантастическим изобретением, вполне доступным для воплощения.
Продолжая намеченную уже в исследованиях 1930-х годов стратегию на применении результатов исследований к решению практических задач, Б. Скиннер разрабатывает идею управления поведением и создает технологию поведения, целью которой является разрешение социальных проблем общества путем модификации поведения человека средствами внешнего контроля. Технология поведения выступает завершением натурализации человека в бихевиоризме. Скиннер исследовал так называемое оперантное поведение, т. е. действия и движения, возникающие как бы спонтанно, среди которых, однако, некоторые подкрепляются естественно или искусственно и поэтому закрепляются. Таким путем происходит отбор первоначально спонтанных движений и поведение формируется в нужном направлении. Для улучшения преподавания Б. Скиннер изобрел серию обучающих машин и концепцию программированного обучения. Он надеялся, опираясь на теорию оперантных реакций, создать программу «изготовления» людей для нового общества, открыть общие, научно выверенные объективные законы построения любого поведения, в том числе человека. Бихевиористы, как и Б. Скиннер, полагали, что, опираясь на формулу «стимул-реакция», удастся вывести новую породу людей. Полезным этот способ может быть и для учителя, который обучает ученика по определенной программе. В конечном счете, по мнению бихевиористов, это нужно обществу, в котором живет человек. Не зря бихевиористы на заре своего движения стремились превратить это психологическое течение в «лабораторию общества».