Марксистские критики
Марксистские критики педологии вменяли ей в вину, то что она абсолютизирует роль наследственности в развитии человека, о которой они говорили как о якобы замаскированной расово-генетической теории, направленной на дискриминацию рабочего класса. Основываясь на результатах психофизиологических исследований, педологи действительно утверждали, что причиной низкой успеваемости школьников является плохое питание и связанные с ним болезни. Они указывали на глубокую связь между материальным условием жизни ребенка и его умственным и физическим развитием. Педологов обвиняли в том, что, прикрываясь статистическими вычислениями и математическими формулами, они пытались доказать, будто духовно сильные люди являются главным образом выходцами из буржуазных обеспеченных семей. Педологи будто бы создали «теорию», утверждающую, что школьная неуспеваемость в основном удел детей рабочих и крестьян, которые в силу своей наследственности и неблагоприятных условий среды не способны успешно учиться.
Уместно будет привести здесь мнение одного из основоположников педологии П. П. Блонского о воспитании одаренных детей. Само выражение «одаренный ребенок», по мнению Павла Петровича Блонского , может иметь два значения: 1) ребенок талантливый в какой-нибудь области, например, ребенок-музыкант, ребенок-поэт и т. п.; 2) ребенок, превосходящий своих ровесников по общему своему умственному развитию. В первом случае обыкновенно говорят о «специальной одаренности», во втором, — об «общей одаренности». П. П. Блонский пишет о ребенке второго рода. Прежде всего он указывает на то, что термин «общая одаренность» и «умственная одаренность» неясны и неопределенны. В них можно вложить самое различное содержание. Поэтому в последнее время в педологии выражение «одаренный ребенок» все чаще заменяется выражением «высший ребенок». «Если мы возьмем детей одного и того же паспортного возраста, мы увидим, что умственное развитие этих детей будет различно. Их умственный возраст будет неодинаков: один, например, будет развит полностью на свои годы, его умственный возраст будет совпадать с паспортным, т. е. он будет умственно развит на все 100% своего возраста; с другими дело может обстоять иначе.