10adfb99c78548c3
Интересные записи

Маленькие люди

Маленькие людиФ. М. Достоевский проповедует идею богочеловека. В его произведениях мало так называемых «маленьких людей» — символа социального ничтожества и неполноценности. Даже у такого его героя, как Макар Девушкин, обнаруживается своего рода «подполье» — вдруг возникает образ богочеловека. В мире позднего Ф. М. Достоевского нет и принципиально уже не может быть «маленьких людей». Социальная неполноценность его героев многократно покрывается или величием их души, или их сатанинским дерзанием. Макар Девушкин, пережив опыт «двойничества» и «подполья», задался вопросом: тварь ли он дрожащая или право имеет? В зависимости от ситуации он либо берет в руки топор, либо побуждает одного «гада» убить другого «гада», или же путем логических умозаключений приходит к выводу о «несправедливости природы» и решает убить ее вместе с собой.

Писатель уделяет пристальное внимание процессу формирования элитности сильной личности. Так, в своем романе «Бесы» он бегло и весьма точно описывает начальный этап становления в человеке элитности духа его личности: учитель, пишет Федор Михайлович, — «сумел дотронуться в сердце своего друга до глубочайших струн и вызвать в нем первое, еще неопределенное ощущение той вековечной, священной тоски, которую иная Избранная душа, раз вкусив и познав, уже не променяет потом никогда на дешевое удовлетворение».

Следующим шагом к началу элитизации личности является страстное желание отделиться от всего остального жалкого мира. Обособление и отчуждение личности героев Ф. М. Достоевского происходит всякий раз, когда в них вызревает сила их духовных страстей и страданий. Бездонное страдание человеческих масс, которым нет места на жизненном пиру, заставляет героев романа Ф. М. Достоевского обособляться от этого мира социальной несправедливости, тем самым выражая свое неприятие его ценностей и норм. Происходит «отделение от общественной формулы, отделение упорное и бессознательное»; «инстинктивное отделение во что бы то ни стало для и ради спасения, отделение с отвращением от нас и ужасом». В массовом виде это отчуждение прослеживается на примере психологии сектантов. Процесс отчуждения индивида от общества, пишет Ф. М. Достоевский в «Зимних заметках о летних впечатлениях», представляет собой отчаянную попытку «отделиться от всего, хотя бы даже от образа человеческого, только бы быть по-своему, только бы не быть вместе с нами…». Отделиться — этого жаждет и Р. Раскольников.

Похожие записи

  • 16.04.2015 Тончайшая культура ума Тончайшая культура ума проявлялась в постоянной готовности знаний, немедленном припоминании того, что в данную минуту необходимо. Суворов говорил о своей памяти как о «кладовой ума», в […]
  • 20.04.2015 Психологическая элитология Психологическая элитология. Выше мы уже указывали на то, что психологическая элитология является составной частью общей эли - тологии, поэтому на нее распространяются все те […]
  • 28.09.2015 Философия образования Наконец, из современных теоретиков педагогики, претендующих в известной мере на лидерство, следует назвать концепцию «философии образования XXI века» Б. С. Гершунского. Автор этой теории, […]
Популярное

Copyright © 2018. All Rights Reserved.

6e12a44fce3caabb