Проникнутая любовь
По мнению Г. Тарда, нужно различать два вида толпы: толпу «проникнутую любовью» , и толпу, «проникнутую ненавистью»; он также выделяет пассивные толпы и активные. Г. Тард утверждал, что разделение общества на несколько видов публики является чисто психологическим делением, так как за основу берутся соответствующие «различные состояния умов». По его мнению, психология публики — это чисто духовное собирательное целое, в котором индивиды физически рассеяны и разделены друг от друга, но имеют общую и чисто духовную связь. Г. Тард задает несколько вопросов: откуда происходит публика; как она возникает и как развивается; каковы ее разновидности, ее отношение к руководителям, к толпе, к корпорациям и правительствам; как она чувствует и действует; насколько она благодетельна или вредна.
Тард пишет: «В самых низких животных обществах ассоциация представляется по преимуществу в виде материального агрегата. По мере того как мы поднимаемся по лестнице жизни, социальные отношения становятся все более и более духовными. Но если индивиды отделяются друг от друга настолько, что больше не видят друг друга, или остаются, таким образом, разобщенными дольше известного, вообще очень короткого времени, то они перестают составлять ассоциацию. И вот толпа в этом отношении представляет нечто свойственное животным».
После семьи толпа самая древняя из всех общественных группировок. Толпа всегда рассеивается, когда теряет своего вожака. Она «не может перерастать по своей численности известные пределы, которые ей ставят зрение и слух, вслед за чем она начинает дробиться или становится неспособной производить совместную, всегда, впрочем, одну и туже деятельность, т. е. строить баррикады, громить дворцы, заниматься подвигами, разрушениями, убийствами». В отличие от толпы публика «бесконечно растяжима». Она гораздо превышает толпу, так как связующим ее звеном являются средства массовой информации и коммуникации. Поэтому Г. Тард не согласен с Г. Лебоном, утверждавшим, что их время есть «эпоха толпы». Наше время, утверждает Г. Тард, — «эпоха публики или многих публик, что совсем другое дело». Публика до известной степени сливается с тем, что называется миром. Поэтому «Я» могу принадлежать сразу нескольким типам публики, «к толпе же можно принадлежать только одной». Этим и объясняется гораздо большая нетерпимость в слепой толпе. Г. Тард указывает на «выгодность постепенной замены толпы публикою», которая более терпима к инакомыслию. Впрочем, «всякая публика, как и всякая толпа, тоже нетерпима, горда, пристрастна, надменна и под видом общественного мнения требует, чтобы все ей уступало, даже сама истина, когда она неприятна».