Зарождение элиты
Таким образом, «теория общественного договора» есть, по существу, теория о зарождении элиты, третье, после Платона и христианской идеи спасения, звено элитологической доктрины избранности.
Избранность власти проявляется, по мнению Т. Гоббса, еще и в том, что подданные не могут осуждать действия своего суверена, ибо любой суверен ненаказуем своими подданными: «Все, что бы суверен ни делал, не может быть неправомерным актом по отношению к какому-либо из его подданных, и он не должен быть кем-либо из них обвинен в несправедливости». Все суверены подчинены естественным законам, так как эти законы даны Богом и не могут быть отменены ни человеком, ни государством. Но суверен не подчинен тем законам, которые он сам, т. е. государство, создает. Ибо быть подчиненным законам значит быть подчиненным государству, т. е. верховному представителю его, что для государя означает — быть подчиненным самому себе, т. е. — не подчинение законам, а свобода от них.
Т. Гоббс в «Левиафане» отмечал, что «люди, имеющие высокое и ложное мнение о собственной мудрости, берут на себя смелость порицать действия властей, ставить под вопрос их авторитет и своими публичными выступлениями опрокидывать законы, дабы преступлением считалось лишь то, что выгодно считать таковым им самим. Эти же люди бывают иногда склонны к таким преступлениям, которые состоят в коварстве и обмане своих соседей, так как они полагают, что их замыслы слишком искусны, чтобы в них можно было проникнуть… Те, что обманывают в надежде на то, что их обманов не заметят, — продолжает Т. Гоббс, — обманывают обыкновенно себя, ибо та темнота, которой они считают себя окутанными, есть лишь их собственная слепота, и они не более разумны, чем дети, считающие все скрытым, раз они закрыли свои глаза».
По его мнению, в определенных случаях обман может быть благочестивым делом, «если только этот обман имеет своей целью сделать народ более послушным христианскому учению» или власти предержащей. Главным признаком этого «благочестивого обмана» выступает фальсификация.
Элитологические воззрения на психику Б. Спинозы. Элитологические воззрения известного нидерландского философа Нового времени Бенедикта Спинозы в их психологическом контексте наиболее полно раскрываются перед нами в его этическом учении.