10adfb99c78548c3
Интересные записи

Джунгли человеческого существования

Джунгли человеческого существованияЭ. Эриксон создал плодотворную и динамичную модель человеческого развития, подчеркивая значимость идентичности, поскольку «в социальных джунглях человеческого существования» без чувства идентичности нет ощущения жизни. Особую важность он придает необходимости постоянного приспособления индивидуальной идентичности к социальной и политической реальности на этапах взрослости. Он употребляет выражение «за идентичностью», означающее жизнь после отрочества. Говоря о зрелом периоде человеческого развития, он отмечает рост «склонности Эго к порядку и значимости», готового взять на себя лидерство или подчинение. И к какой бездне ни приводили бы отдельных людей проблемы Эго, человек как творение психосоциальное «неизбежно оказывается перед лицом новой редакции кризиса идентичности, которую мы можем зафиксировать в словах «Я есть то, что меня переживет».

Еще один видный представитель психоаналитического направления в мировой психологии XX в. Карл Густов Юнг , исследуя психологию масс, постоянно обращается к образу их антипода — человека-элиты. В связи с этим нам хотелось бы более детально проследить развитие мировоззрения Юнга на проблему элитизации человека в массе.

«Массовое» и «элитное». В своей работе «Настоящее и будущее» К. Г. Юнг обращается к проблемам омассовления человека в историческом процессе. При росте населения увеличивается количество индивидов, стремящихся составить массу. Масса способствует подавлению трезво видеть и размышлять, и, следовательно, появление таких форм общественной жизни влечет за собой необходимость возникновения авторитарной тирании. При этом поразительным является то, что каждый человек, составляющий общество и обладающий сознанием своего собственного Я, полагает, будто он себя знает. Однако Я определяется только содержанием сознания, но не бессознательными проявлениями. Поэтому происходит путаница с Я реальным и тем, что обо мне думают другие люди. Познание себя, как отмечает К. Г. Юнг, и есть фактор появляющейся индивидуальности и отдаленности от социального фактора. В то же время наличие обратной связи с окружением становится одним из важнейших факторов видения себя в социуме. Через самопознание человек способен постичь индивидуальное состояние.

Похожие записи

  • 18.04.2015 Идеология элит Идеология элит занимается вопросами структурированной системы убеждений элиты, овладения системой политической привлекательности в отношении идеологического выбора. Вопросами классификации […]
  • 08.12.2016 Социальные аспекты развития В своей теории Э. Эриксон концентрирует внимание в основном на социальных аспектах развития. По его мнению, связи человека с окружением, обусловливающие его социальное развитие, […]
  • 31.03.2015 Учение об иерархическом строении Души Учение об иерархическом строении Души и основанной на этом догмате антропологической иерархии носит у Плотина сугубо этический, а отнюдь не социальный характер. Перед нами явный и […]
Популярное

Copyright © 2018. All Rights Reserved.

6e12a44fce3caabb