Элитологические воззрения
Элитологические воззрения Прокла. Одним из самых знаменитых представителей афинской школы платонизма V в. н. э. традиционно считается Прокл , учившийся у Сириана и Плутарха Афинского. Именно после смерти Сириана Прокл в возрасте двадцати пяти лет становится схолархом платоновской Академии и в течение более чем сорока лет поддерживал в ней насыщенный распорядок разнообразных научных занятий, философских бесед и трудов благочестия. О жизни Прокла известно от его ученика Марина, написавшего сочинение «Прокл, или О счастье», и от Дамаския. Главная работа Прокла — «Начала физики» и особенно «Начала теологии» . При Прокле Академия пережила свой последний расцвет.
О «Началах теологии» А. Вебер в своей истории философии отзывается как о «посмертном завещании» греческой мысли, а о самом их авторе как о «старческом педантизме» . Иерархия ума в отношении его универсальности выражена Проклом в §177 этой книги: «Всякий ум, — пишет Прокл, — есть полнота форм, но один охватывает более цельные, другой — более частичные формы, причем более высокие умы тем более цельны, чем более частичны следующие за ними; а более низшие умы тем более частичны, чем более цельны предшествующие им». Высокий ум обладает большей потенцией и может «меньшим количеством производить большее». Такие умы более цельны, чем вторые, им противоположные, которые имеют более частичные формы из-за того, что большим количеством производят меньшее: «Более высокие умы используют большие потенции, будучи более едины по виду, чем вторичные; более же низшие, умножаясь больше, уменьшают потенции, которые они имеют. Поэтому более высокие умы, предустанавливающие большую потенцию… производят большее благодаря своей потенции через меньшее количество форм». Производить большее посредством меньшего — это и есть, по Проклу, обладать элитизирующим началом.