Особенности мышления военной элиты
Особенности мышления военной элиты по Б. М. Теплову. Особое место в творчестве известного советского психолога Бориса Михайловича Теплова занимает его работа «Ум полководца» , в которой автором были показаны новые возможности изучения интеллектуальных процессов военной элиты, необходимость исследования мышления в практической деятельности субъекта конкретного типа элиты. В этой работе Б. М. Теплов указывает на то, что в психологии вопросы мышления ставились обычно очень абстрактно. По его мнению, это происходило отчасти потому, что при исследовании мышления имелись в виду лишь те задачи и те мыслительные операции, которые возникают при чисто интеллектуальной, теоретической деятельности. Большинство психологов — сознательно или бессознательно — принимало за единственный образец умственной работы работу ученого, философа, вообще «теоретика». Между тем в жизни мыслят не только «теоретики». В работе любого организатора, администратора, производственника, хозяйственника и так далее ежечасно встают вопросы, требующие напряженной мыслительной деятельности.
Анализируя сознание великого полководца, Б. М. Теплов акцентирует внимание на поистине энциклопедическом образовании этих двух гениальностей. Оба они, по его утверждению, отличались крайней самостоятельностью ума, высокой критичностью мысли; оба имели чрезвычайно ценную способность: они умели отделять учение от критики раньше, чем критиковать, перерабатывать или отрицать, они умели усваивать. «Коренная черта», без которой не могли бы сформироваться такие богатые содержанием и ко всему готовые умы, — воля к познанию и строго систематизированный процесс самообразования. Постоянное самообразование стало их жизненной необходимостью. Даже удаленные от дел — Суворов в ссылке в Кончанском, Наполеон — на о. св. Елены — они продолжали живо интересоваться литературой различного профиля. В этом процессе самообразования Б. М. Теплов выделяет как основополагающим принцип точной и немедленной систематизации знаний, который был возможен благодаря их феноменальной памяти. Он отмечает не только полную упорядоченность умственного багажа, но и чрезвычайную легкость его использования — произвольно переключаться с одного дела на другое, отключать ум для отдыха и немедленно «запускать» его в полной ясности для работы.