Даосская книга
В другой даосской книге — «Хуайнань-цзы» содержится еще одна сакраментальная формула психологической элитологии: «Сила мысли — вот что заставляет человека высоко ставить свое достоинство и воздавать себе хвалу но мысль же виновна в том, что человек унижается и клевещет на себя». Качество знания плюс высокая нравственность и составляют по даосизму главное достоинство человека — совершенство его духа.
И в последнем приведенном нами отрывке даосы вновь затрагивают сугубо антропологические проблемы совершенства нашего бытия. Здесь фактически философия полностью переходит в психологию и этику. Эти наблюдения заставляют нас предположить, что вся философия даосизма была, в сущности, философией ищущего совершенства духа, т. е. состояла из ряда важнейших элементов — элитологии, психологии и этики.
Индуизм и психология совершенства. В религиозных догматах индуизма мы можем встретить немало примеров, связанных с проявлением научного, философского и религиозного знания, которое может быть нами отнесено именно к психологической теории элит. Главным образом это касается этики духовного совершенства индусских аскетов и буддийской доктрины духовного восхождения к нирване.
Рассмотрим некоторые наиболее интересующие нас стороны этого вопроса.
Как утверждают специалисты, «барометр рациональности классической индийской культуры» составляют объединенные усилия сакхья-йоги и ньяявайшешики. Именно в этих класических даршанах обрел оформление идеал рациональности, характерный для брахманской философии Индии.
В «Бхагавадгите» утверждается, что «ничто не сравнится в мире с очищающей силой знания; его тот лишь в себе обретает, кто пришел к совершенству в йоге» . Вновь, как и в конфунцианстве, и в даосизме, мы встречаемся с таким понятием, как «совершенство». Этот термин станет впоследствии фактически краеугольным камнем всей антропологической элитологии. Индийская йога тоже ставит перед собой в качестве главной цели — именно достижение совершенства духовного и физического бытия.